Неврозы — это когда душа «не в розах»…
Согласно исследованиям, неврозом страдают 33.7% всего населения развитых стран (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4610617/), т.е. каждый третий…
Однако в официальной отчетности органов здравоохранения РФ данного диагноза практически нет, но зато есть «остеохондроз», «вегетативно-сосудистая дистония», «вертебробазилярная недостаточность», «синдром позвоночной артерии» и т.п. И их как раз примерно 30%. Для сравнения, в странах с развитой медициной нет диагноза «остеохондроз», «ВСД», «НЦД», а под некоторыми (например, «синдром позвоночной артерии», и «вертебро-базилярная недостаточность») понимается совсем не то, что в России. Получается, невроз маскируется под те мифические болезни, которые мы ставим каждый день. Чтобы показать это, поговорим о механизмах основных жалоб, по которым ставятся наши диагнозы-паразиты популярные диагнозы.
Все наши ощущения воспринимаются через органы чувств, так называемые «рецепторы» (слух — рецепторы внутреннего уха, зрение — рецепторы сетчатки, боль — рецепторы кожи, мышц, связок и т.п.). Наша нервная система имеет регуляторы чувствительности этих рецепторов. Когда мы в тишине ночью, то слышим тиканье часов, но зато когда кругом шум, то услышать часы нереально. Зайдя со света в темноту вначале ничего не видим, но через некоторое время начинаем хорошо ориентироваться и различать многие предметы…
Есть основная теория, как и почему мы по-разному воспринимаем боль при разных обстоятельствах. Это теория «воротного контроля». Смысл ее в том, что наш мозг получает разную интенсивность раздражения от тех или иных рецепторов и, в зависимости от степени раздражения, настраивает эти рецепторы. Это напоминает ситуацию, когда через ворота идут люди. Если людей мало, то ворота широко раскрыты, чтобы каждый человек мог пройти. Но если людей много, то ворота сужаются, чтобы ограничить большой поток этих людей. Многие методы лечения основаны на регуляции чувствительности наших рецепторов. Горчичники, перцовый пластырь, разогревающие мази, физиопроцедуры и т.п. помогают нам, дополнительно раздражая наши болевые рецепторы, и увеличивая «поток» людей, чтобы эти «ворота» прикрылись и часть сигналов от болевого очага не смогла пройти. Ощущение боли от этого уменьшается. Настройка этих рецепторов во многом управляется адреналином (гормоном страха). Адреналин увеличивает чувствительность наших болевых и других рецепторов. При стрессе, тревожном состоянии у нас в крови повышается адреналин и возникают колебания пульса, артериального давления, расширяются бронхи (а значит, больше поступает кислорода, при избытке которого появляется головокружение, слабость, примерно тоже самое, если попросить человека часто и глубоко подышать), появляются боли различной локализации или даже «все болит» (снижается порог болевой чувствительности).
Итак, мой типичный пациент: молодая женщина с жалобами на слабость, головокружение, нехватка воздуха, головные боли и боли в шее. При осмотре куда ни коснись — «все болит». Давление 140/90 мм рт.ст., пульс 100 ударов в минуту. В позе Ромберга шатается, пальцы вытянутых рук дрожат. Наш самый частый «диагноз»: остеохондроз, вертебро-базилярная недостаточность, ВСД, НЦД и др. На самом деле- это тревожное расстройство, иначе говоря — НЕВРОЗ. И все, и ничего больше. И главное в лечении такого пациента — убеждение, что его плохое самочувствие не угрожает его жизни, а связано со стрессами, необоснованными тревогами, нервным истощением, страхами. И лечение такого пациента не должно идти по пути снижения жалоб («вот таблетка от боли в спине», «вот таблетка от спазмов в голове», «вот волшебная общеукрепляющая капельница» и т.д. и т.п.). Лечение должно идти в обьяснении причин такого плохого самочувствия и рекомендации как себе помочь. Это нередко больше, чем молчаливое выписывание одного рецепта за другим.
Если у пациента нет при осмотре КЛИНИЧЕСКИХ данных за наличие заболевания (опухоли, инсульта, рассеянного склероза, «ущемление» корешка спинного мозга и др.), то в дополнительном обследовании такой пациент не нуждается. Не нужно делать МРТ/ЭЭГ/УЗИ и др. обследования. А если их и назначать, то нужно перед обследованием ставить вопрос, на который оно ответит. Конкретно. Что. Мы. Ищем. Менталитет наших специалистов не позволяет написать: "Патологии не выявлено", ведь «если человек заплатил деньги, как я могу написать, что все хорошо, если я ничего не найду, значит не внимательно смотрел, то я должен хоть что-то найти». И появляются записи о «мелких дистрофических очагах», «асимметрия желудочков», «наружная гидроцефалия» на МРТ, «асимметрия позвоночных артерий», «венозная дисциркуляция» на УЗИ, «дисфункция срединных структур», «диффузные изменения биоэлектрической активности головного мозга» на ЭЭГ и т.п.
И с результатами таких исследований пациент пойдет консультироваться у соседей, полезет в интернет, где он обязательно узнает, что инсульт не за горами, что надо срочно писать завещание искать спасения или за границей, или у очень платного специалиста. Все, невроз готов. Адреналин зашкаливает, серотонин на нуле… Появились хроническая тревога, панические атаки, головные боли напряжения… Чувствительность всех рецепторов увеличилась — пациент постоянно ощущает сердцебиение, ком в горле, плохой сон, ноющие боли в области сердца, между лопаток, постоянно неудовлетворенность дыханием, онемение рук и ног, головокружение, непонятные ощущения в голове, что вот-вот потеряет сознание и т.п. Как лечить такого пациента? Это очень сложно, ведь, как я уже писал, мало выписать таблетку. С ним нужно беседовать, беседовать, беседовать… Объяснять, что у него сильный эмоциональный стресс, что надо работать над собой, заниматься аутогенной тренировкой, уговаривать себя быть спокойным, что надо философски относиться к своему самодуру - начальнику, своему мужу - дебоширу и алкоголику, к своим непослушным детям, больше времени уделять своим любимым делам, высыпаться, гулять на свежем воздухе, меньше читать интернет и плохие новости на ТВ, а в особых случаях принимать антидепрессанты (а не фуфломицины ноотропы и «сосудистые» препараты). Иначе нервные стрессы окончательно истощат нервную систему. Необходимо объяснять, что постоянный прием обезболивающих и снотворных вызовет зависимость к ним и необходимость постоянно повышать дозу. Что главное лечение- это не лекарства, а работа над собой, над своим образом жизни. Важно объяснять, что нет оснований для боязни рака, инсульта, инфаркта, рассеянного склероза. Эти пациенты занимают очень много времени, мне лично не хватает выделенных 30 минут приема, чтобы все объяснить такому пациенту...
В течение нескольких лет я модерирую медицинскую группу, в которой более 20 000 участников, общаюсь и в других медицинских сообществах, где ежедневно люди обращаются за помощью. Большинство этих людей напуганы безграмотными заключениями машинных исследований, намеками врачей, что у них что-то страшное, но что - они не знают, но в обилии назначают лекарства, все новые и новые. Даже онлайн-беседа для многих таких бедолаг является началом пересмотра ими своих страхов, связанных с несуществующими болезнями. И они чувствуют себя лучше. Конечно, интернет - не кабинет врача и никогда его не сможет заменить. Поэтому не читайте интернет, не старайтесь разобраться в своих болезнях самостоятельно, найдите себе врача, которому доверяете и советуйтесь с ним, обращайтесь к нему, пусть он разберется в ваших проблемах со здоровьем и подберет адекватное, грамотное лечение.