Мы уже рассмотрели основные причины синдрома позвоночной артерии и знаем, что этот синдром очень серьезный и может привести к инсульту, а это смертельно опасное заболевание. Теперь переходим к самому интересному и загадочному... Может ли быть синдром позвоночной артерии при проблемах с шеей? Ведь «шейный остеохондроз» так часто встречается... Ответ: да, может. Не хочу сеять панику среди пациентов с «остеохондрозом», но такое действительно может быть. Правда очень редко. И опять же, в основном, у пожилых людей. Поэтому «остеохондрозники» младше 40 лет могут выдохнуть и успокоиться...
Относительно редкой является ситуация, при которой возникает снижение кровотока в позвоночной артерии - это ротационный синдром позвоночной артерии (другое его название - «синдром лучника») - это состояние, когда позвоночная артерия сдавливается и травмируется при повороте головы в сторону. Этот синдром впервые описал в 1978 году Sorensen B.E. у 39-летнего лучника, у которого во время тренировки стрельбы из лука развился инсульт в бассейне позвоночной артерии [1]. Во время стрельбы из лука, лучник поворачивает голову влево (если он правша), натягивая и постоянно травмируя правую позвоночную артерию, что приводит к ее повреждению и сужению. Ситуация усугубляется тем, что во время прицеливания лучник упирается большим пальцем правой руки в правую затылочную область, чтобы улучшить прицеливание (см. фото):
При этом из-за сильного натяжения лука это давление на затылочную область может вызывать дополнительное вращение головы влево, что усиливает растяжение правой позвоночной артерии. Ситуация может усугубиться, если вторая артерия сужена (например, атеросклеротической бляшкой) или гипоплазирована (недоразвита).
Развиться этот синдром может не только у лучников. У людей старшей возрастной группы (50-70 лет) из-за наличия костных выростов на позвонках (остеофитов) при повороте головы в сторону может сдавливаться позвоночная артерия (особенно при проблемах в другой позвоночной артерии). Также причиной этого синдрома может быть атеросклероз, ревматоидный артрит, опухоли шеи и т.п. Синдром лучника встречается очень редко. В литературе описаны единичные случаи и серии из нескольких случаев. Например, в крупной американской неврологической клинике с 1999 по 2013 год было выявлено всего 11 синдромов лучника [2]. А недавний обзор 2021 года выявил всего 194 случая в мировой литературе [3]. Однако следует помнить, что резкие и частые повороты головы в одну сторону могут приводить к патологии позвоночной артерии. Лечение этого синдрома в основном хирургическое - устранение сужения позвоночной артерии, удаление остеофита, сдавливающего артерию, фиксация позвонков, чтобы ограничить поворот шеи и т.п.
При ротационном синдроме позвоночной артерии передавливается одна позвоночная артерия. В этих случаях есть надежда, что вторая артерия поможет компенсировать кровоток. Но что же будет, если передавить обе позвоночные артерии?
Эта проблема может возникнуть у пожилых людей, когда с возрастом на позвонках образуются костные «наросты», называемые остеофитами. Если запрокинуть голову, то такие остеофиты могут передавить обе позвоночные артерии или одну, при условии, что вторая позвоночная артерия недоразвита (гипоплазирована). Такая ситуация возможна при посещении женщиной салона красоты, когда она лежит с запрокинутой головой во время мытья головы и нанесения краски на волосы.
В 1992 году Weintraub M.I. описал 2 случая развития инсульта в бассейне позвоночных артерий у женщин, посетивших салон красоты, и назвал их «beauty parlor stroke syndrome» (синдром инсульта в салоне красоты) [4]. Позже другие авторы поделились своими наблюдениями и предоставили несколько своих случаев. Оказалось, что это довольно редкий синдром. Например, одно из исследований, проведенных в Швейцарии за 11 лет выявили всего 10 случаев синдрома салона красоты [5]. Считается, что если женщина лежит в салоне красоты с запрокинутой головой долгое время (30-50 минут и более), то такое длительное сдавление обеих позвоночных артерий может привести к нарушению кровообращения и инсульту в бассейне позвоночных артерий (с двоением в глазах, головокружением, нистагмом, нарушением координации движений и т.п.). Иногда сдавление сосудов может осуществляться остеофитом - костным «наростом» на позвонках, сдавливающем позвоночную артерию в определенном положении. Например, в 2018 году Kameda T. с соавторами описали случай, когда у 56-летнего мужчины при запрокидывании головы возникали предобморочное состояние, резкая слабость, шаткость при ходьбе [6]. Авторы обследовали его и выявили, что одна из позвоночных артерий была сильно сужена (гипоплазирована), а вторая сдавливалась остеофитом при запрокидывании головы. Пациенту проведена операция, остеофит был удален, после чего все симптомы исчезли.
Таким образом, проблемы в шейном отделе позвоночника являются редкими причинами синдрома позвоночной артерии и их нельзя вылечить массажем, мануальной терапией, иглоукалыванием, остеопатией и другими немедикаментозными и нехирургическими методами. Кроме того, патология шейного отдела позвоночника, как причина синдрома позвоночной артерии, встречается, в основном, у людей старшей возрастной группы (старше 50 лет) и практически не встречается у молодых людей.
Источники:
- Sorensen B.E. Bow hunter’s stroke. Neurosurgery. 1978; 2(3): 259-261.
- Zaidi H.A., Albuquerque F.C., Chowdhry S.A., Zabramski J.M., Ducruet A.F., Spetzler R.F. Diagnosis and management of bow hunter’s syndrome: 15-year experience at barrow neurological institute. World Neurosurg. 2014; 82: 733–738.
- Schulz R., Donoso R., Weissman K. Rotational vertebral artery occlusion ("bow hunter syndrome"). Eur. Spine J. 2021 Jun; 30 (6): 1440-1450.
- Weintraub M.I. Beauty parlor stroke syndrome: report of two cases. Neurology 1992; 42(suppl 3): 340.
- Correia B.N., Meyer I.A., Eskandari A., Michel P. Beauty parlor stroke revisited: An 11-year single-center consecutive series. Int. J. Stroke. 2016 Apr;11(3): 356-360.
- Kameda T., Otani K., Tamura T., Konno S. Beauty parlor stroke syndrome due to a bone fragment from an osteophyte of the atlas: case report. J. Neurosurg. Spine. 2018 Apr; 28(4): 389-394.